Наш основной e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (Секретарь НП АДИТ Светлана Костанян)
По вопросам работы сайта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (Член Президиума НП АДИТ, администратор сайта adit.ru Александр Артамонов)
Бухгалтер: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (Елена Анохина)
ВКонтакте: https://vk.com/aditmuseum
Youtube: https://youtube.com/c/aditmuseums
Членами Партнёрства могут быть любые дееспособные граждане Российской Федерации и юридические лица, признающие его Устав и способные внести вклад в реализацию целей, стоящих перед Партнёрством.
Обратите внимание, что очередное Общее собрание собирается не реже одного раза в год и проходит, как правило, вместе с ежегодной конференцией АДИТ.
С 1 января 2024 г. Решением Общего собрания членов НП АДИТ (протокол № 7 от 22.08.2023) установлены размеры вступительного и ежегодного членского взносов:
Для юридических лиц - государственных, муниципальных и некоммерческих организаций размер взноса зависит от штатной численности научного персонала:
Для юридических лиц - коммерческих организаций
Справочно: До 31 декабря 2023 г. действовали размеры взносов, установленные Решением Общего собрания членов НП АДИТ, протокол №3 от 23.09.2015.
QR-код для оплаты через мобильное приложение Сбербанк-онлайн (работает также и для ряда других банков) при заполнении впишите, пожалуйста, на своём устройстве в поле "назначение платежа": Членский взнос за 2024 г. и Ваши фамилию, имя и отчество:
ИНН 7714187526, КПП 771401001, Расчётный счёт 40703810800310005311 в АО "ОТП БАНК" г. Москва, БИК 044525311, корр. счёт 30101810000000000311
Утвержден
Общим собранием учредителей
Протокол № 1 от 31 июля 2000 г.
С зменениями, утверждёнными Общим собранием учредителей
Протокол № 5 от 20 февраля 2012 г.
город Москва, 2012 г.
1. Общие положения.
1.1. Некоммерческое партнёрство "Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии", именуемое в дальнейшем "Партнёрство" является некоммерческой организацией, основанной на членстве и учрежденной юридическими и физическими лицами, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О некоммерческих организациях”, иными законами, подзаконными актами, а также с настоящим Уставом.
1.2. Полное наименование Партнёрства на русском языке - Некоммерческое партнерство "Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии". Сокращенное наименование Партнёрства на русском языке - АДИТ. Полное наименование Партнёрства на английском языке - Non commercial partnership "Automation directions in museums and information technologies". Сокращенное наименование Партнёрства на английском языке - ADIT.
1.3. Место нахождения: 123007, Российская Федерация, г. Москва, ул.5-я Магистральная, д.5, на основании договора № 007/07/00 от "28" июня 2000г между Государственным образовательным учреждением Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма в лице Ректора Демина В.П. и Некоммерческим партнерством "Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии" в лице Президента Дремайлова А.В.
Местом нахождения Партнёрства является место нахождения его Президента. Почтовый адрес и место хранения документов Партнёрства тот же. Партнёрство приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации. Партнёрство обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, право открывать счета, в том числе валютный в банках и их отделениях. Имеет круглую печать, штамп, бланк со своим наименованием и другие средства визуальной идентификации.
1.4. Партнёрство от своего имени, для достижения своих целей имеет право заключать договоры, а также приобретать имущественные и иные права, и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.
1.5. Партнёрство вправе создавать на территории Российской Федерации, филиалы и открывать представительства, быть Учредителем (Членом) хозяйственных товариществ и обществ, в том числе предприятий с иностранными инвестициями, вступать в Партнёрства и союзы.
1.6. Вмешательство в деятельность Партнёрства государственных, общественных или иных органов, кроме специально на то уполномоченных законодательством органов, не допускается.
1.7. Партнёрство несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Имущество, переданное Партнёрству его Членами, является собственностью Партнёрства. Члены Партнёрства не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность Партнёрства.
1.8. Члены не отвечают по обязательствам Партнёрства, а Партнёрство не отвечает по обязательствам Членов Партнёрства.
2. Деятельность партнерства.
2.1. Предметом деятельности Партнёрства является:
• 2.1.1.Достижение цели создания партнерства.
2.2. Основными целями Партнёрства являются:
• 2.2.1. Оптимизация музейной документации
• 2.2.2. Создание механизмов свободного и эффективного доступа граждан к информации о культурном наследии, предоставление широкого спектра информационных услуг на базе современных телекоммуникационных технологий
• 2.2.3. Содействие членам партнерства в осуществлении деятельности направленной на оптимизацию музейной документации.
• 2.2.4. Вовлечение государственных, частных и общественных организаций, отдельных граждан в работу по сохранению, исследованию и популяризации культурного наследия страны, используя возможности современных информационных технологий
• 2.2.5. Содействие формированию единого мирового культурно-информационного пространства путем включения в него информации о памятниках истории и культуры России
Деятельность, подлежащая лицензированию или специальным разрешениям, ведется Партнерством после получения соответствующего разрешения от государственных органов.
2.3. Для выполнения целей, предусмотренных настоящим Уставом, Партнёрство осуществляет деятельность по следующим направлениям:
• 2.3.1. Формирование и развитие АДИТ как сетевой организации культуры, призванной оказывать содействие развитию инновационных и модернизационных процессов в музейной сфере.
• 2.3.2. Создание справочно-информационных баз данных и материалов, связанных с ходом процесса информатизации музеев.
• 2.3.3. Осуществление научных исследований и проектных разработок, в сфере информатизации культурного наследия.
• 2.3.4. Популяризация новых теоретических оснований, принципов, концепций, методов и технологий в сфере информатизации культурного наследия.
• 2.3.5. Информационная, интеллектуальная, правовая, техническая и иная ресурсная поддержка перспективных начинаний и поисковых работ в сфере информатизации культурного наследия.
• 2.3.6. Развитие системы партнерских связей и укрепление творческого взаимодействия между организациями, учреждениями, проектными группами и отдельными специалистами, инициирующими и о суще ствляющими модернизационные и инновационные в процессы в сфере информатизации культурного наследия.
• 2.3.7. Разработка и реализация собственных и совместных с другими организациями и учреждениями музейных проектов, связанных с внедрением в музейную практику информационных технологий.
2.4. Полученная Некоммерческим партнёрством прибыль не подлежит распределению между ее членами.
2.5. Партнёрство ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
3. Членство.
3.1. Членами Партнёрства могут быть юридические и дееспособные граждане Российской Федерации.
3.2. Членами Партнёрства являются Учредители, а также вступившие новые юридические и дееспособные граждане Российской Федерации, внесшие вступительный годовой взнос и выполняющие положения настоящего Устава.
3.3. Члены Партнёрства сохраняют юридическую и экономическую самостоятельность.
4. Права и обязанности членов.
4.1. Члены Партнёрства имеют право:
• 4.1.1. Участвовать в управлении делами Партнёрства.
• 4.1.2. Получать информацию о деятельности Партнёрства, его планах и программах в соответствующем порядке.
• 4.1.3. Запрашивать у органов управления Партнёрства информацию о состоянии выполнения решений Общего собрания членов Партнёрства и своих предложений.
• 4.1.4. Вносить предложения в повестку дня на Общих собраниях членов Партнёрства.
• 4.1.5. Обращаться в руководящие органы Партнёрства по любым вопросам, связанным с его деятельностью.
• 4.1.6. Получать от Партнёрства консультативную, методическую, юридическую и иную помощь.
• 4.1.7. Пользоваться приоритетным правом обслуживания информационной базой Партнёрства, производимыми Партнерством продукцией и услугами, первоочередным правом участия в проводимых Партнерством мероприятиях.
• 4.1.8. Пользоваться скидками, льготами и услугами, определенными для членов Партнёрства Общим собранием.
• 4.1.9. Пользоваться на договорных началах услугами создаваемых Партнёрством организаций.
• 4.1.10. Передавать имущество в собственность Партнёрства.
• 4.1.11. Получать в случае ликвидации Партнёрства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, в размере своего имущественного взноса, за исключением членских взносов.
• 4.1.12. По своему усмотрению выходить из Партнерства и получать при выходе часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами Партнерства в его собственность.
4.2. Члены Партнёрства обязаны:
• 4.2.1. Соблюдать положения Устава.
• 4.2.2. Принимать участие в деятельности Партнёрства.
• 4.2.3. Своевременно вносить членские взносы: периодические (ежегодные) и целевые взносы, размер которых определяется Общим собранием членов.
• 4.2.4. Предоставлять информацию, необходимую для решения вопросов, связанных с его деятельностью.
4.3. Ущерб, причиненный Партнёрством по вине его членов, возмещается ими в полном объеме по решению общего собрания членов Партнёрства.
4.4. Член Партнёрства, систематически не выполняющий или ненадлежащим образом выполняющий свои обязанности, либо нарушивший принятые на себя обязательства перед Партнёрством, а также препятствующий своими действием или бездействием нормальной работе Партнёрства, может быть исключен из него по решению оставшихся членов Партнерства.
5. Порядок приема и выхода членов.
5.1. Членами Партнёрства могут быть любые дееспособные граждане Российской Федерации и юридические лица, признающие его Устав и способные внести вклад в реализацию целей, стоящих перед Партнёрством.
5.2. Прием нового члена осуществляется Общим собранием членов Партнёрства на основании поданного им заявления на имя Председателя Президиума Партнёрства, который представляет заявителя на ближайшем со дня подачи заявления Общем собрании членов.
5.3. Заявитель обязан в течение 45 дней со дня принятия решения общим собранием Партнёрства о приеме в члены Партнёрства, внести членские взносы: вступительный и ежегодный.
5.4. Кандидат считается принятым в число членов Партнёрства после внесения вступительного и ежегодного взносов.
5.5. Права члена Партнёрства не могут быть переданы третьим лицам.
5.6. Член Партнёрства вправе по своему усмотрению выйти из Партнёрства по окончании финансового года. Выход члена из состава Партнёрства осуществляется путем подачи письменного заявления на имя Президента Президиума Партнёрства. Не позднее трех месяцев после подачи членом заявления о выходе из состава Партнёрства, Партнёрство обязано:
• 5.6.1. Определить сроки возврата имущества, переданного данным членом в собственность Партнёрства.
• 5.6.2. Определить размер и сроки возврата членом имущества, приобретенного им за счет средств Партнёрства.
• 5.6.3. Произвести финансово-кредитные расчеты с выбывающим членом по договорам, заключенным с Партнерством.
• 5.6.4. Определить порядок выполнения членом принятых на себя ранее обязательств по отношению к другим членам и Партнёрства в целом.
• 5.6.5. Решить иные вопросы, связанные с выходом члена из Партнёрства.
• 5.6.6. После решения перечисленных выше вопросов, на ближайшем Общем собрании членов утверждается решение о выведении из состава Партнёрства заявителя.
5.7. Член Партнёрства может быть исключен из него по решению оставшихся членов, если Общее собрание приняло такое решение большинством в 3/4 голосов. К исключенному члену применяются те же правила, что и к добровольно вышедшему.
6. Порядок управления.
6.1. Высшим органом управления Партнёрства является Общее собрание членов Партнерства (далее Общее собрание).
6.2. Председателем Общего собрания является: на учредительном собрании - один из членов, избранный учредителями большинством голосов, а на последующих собраниях - Президент Президиума Партнёрства.
6.3. К исключительной компетенции Общего собрания Партнёрства относится:
• 6.3.1. Внесение изменений и дополнений в Устав Партнёрства;
• 6.3.2. Определение приоритетных направлений деятельности Партнёрства, принципов формирования и использования его имущества;
• 6.3.3. Принятие и исключение членов Партнёрства;
• 6.3.4. Избрание членов Президиума Партнёрства и досрочное прекращение их полномочий;
• 6.3.5. Реорганизация и ликвидация Партнёрства;
• 6.3.6. Утверждение ликвидационного баланса.
• 6.3.7. Избрание президента и досрочное прекращение полномочий.
6.4. Общее собрание членов Партнёрства правомочно, если на собрании присутствует более половины его членов. Решения Общего собрания Партнёрства принимаются простым большинством голосов, присутствующих на собрании по принципу: 1 член - 1 голос.
6.5. Решения Общего собрания по вопросам, предусмотренным п. 7.2. (кроме решения о реорганизации и ликвидации Партнёрства) принимаются квалифицированным большинством в 3/4 голосов. Решение о реорганизации и ликвидации Партнёрства принимается всеми членами единогласно.
6.6. Очередное Общее собрание созывается не реже 1 раза в один год и не позднее 2-х месяцев по окончании каждого финансового года. Общие собрания, организуемые раньше этого срока, являются внеочередными.
6.7. Общие собрания Партнёрства созываются по мере необходимости, а также по инициативе Президента Партнёрства, любого из членов Партнёрства - в течение одного месяца со дня уведомления Партнёрства. Днем уведомления считается день получения письменного заявления или день получения на почте заказного письма с требованием о проведении внеочередного Общего собрания.
6.8. После получения требования о проведении Общего собрания Президент в течение 5 рабочих дней обязан принять решение о дате и месте проведения Общего собрания, его повестке дня. Сообщения о проведении Общего собрания с вышеуказанными сведениями вручаются (заказным письмом, по факсу или под расписку) членам Партнёрства не позднее чем за 15 дней до даты проведения Общего собрания.
6.9. Исполнительным органом управления Партнерства является коллегиальный орган Партнерства- президиум Партнёрства, избираемый на Общем собрании сроком на 3 года.
6.9.1. Возглавляет Президиум Партнёрства - Президент, избираемый открытым голосованием общего собрания членов Партнёрства, избирается большинством в 3/4 голосов от числа присутствующих на собрании членов Партнёрства сроком на 3 года.
6.9.2. Компетенция Президиума:
- Утверждение финансового плана и внесение в него изменений;
- Создание филиалов и открытие представительств, назначение руководящих работников филиалов и представительств;
- Участие в других некоммерческих организациях и хозяйственных обществах.
- Материально-техническое обеспечение деятельности;
- Представление Общему собранию и Президиуму Партнёрства ежегодного отчета о поступлении и расходовании средств;
- Организация проведения очередных и внеочередныхСобраний членов Партнёрства;
- Утверждение структуры управления деятельностью Партнёрства, штатного расписания и должностных обязанностей;
- Привлечение для осуществления уставной деятельности дополнительных источников финансирования;
- Решение кадровых и других вопросов, не относящиеся к исключительной компетенции других органов управления Партнёрства.
6.10. К компетенции Президента Президиума относится организация и руководство работой Президиума, в том числе созыв заседаний Президиума.
6.11. Заседание Президиума Партнёрства правомочно, если на нем присутствует более 50% членов Президиума.
Решения на Президиуме принимаются большинством в 3/4 голосов от числа присутствующих на заседании Президиума. Решения по вопросу создания филиалов и открытия представительств, назначения руководящих работников филиалов и представительств принимаются единогласно.
6.12. Порядок созыва и работы Президиума Партнёрства определяется Положением о нем, утверждаемом на Общем собрании.
6.13. Президент подотчетен Общему собранию членов Партнерства и организует выполнение их решений, несет ответственность за результаты и законность деятельности Партнёрства.
6.14. Президент без доверенности действует от имени Партнёрства и представляет его интересы.
6.15. Президент пользуется правом распоряжения имуществом и денежными средствами, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения всеми сотрудниками по вопросам, относящимся к его компетенции.
7. Структура финансовой и хозяйственной деятельности.
7.1. Имущество Партнёрства создается за счет:
• 7.1.1. Вступительных, периодических (ежегодных) членских и целевых взносов членов.
• 7.1.2. Средств, получаемых от выполнения договоров по уставным целям.
• 7.1.3. Доходов от собственной хозяйственной деятельности.
• 7.1.4. Других источников, не противоречащих действующему законодательству.
7.2. Партнёрство в основном финансируется членами Партнёрства. Первоначальный ежегодный членский взнос оплачивается каждым кандидатом в члены Партнёрства одновременно со вступительным взносом. Второй и последующие ежегодные членские взносы оплачиваются каждым членом Партнёрства в течении первого календарного месяца следующего за отчетным финансовым годом.
• 7.2.1. Взносы могут оплачиваться деньгами, ценными бумагами, другими имущественными и неимущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. Стоимость вносимого имущества оценивается по согласованию между членом Партнёрства и Общим собранием в рублях. Члены Партнёрства утрачивают право распоряжения имуществом, переданным в качестве взноса.
• 7.2.2. Размеры взносов, а также изменения, связанные со сроком и формами внесения вступительного взноса, устанавливаются Общим собранием Партнёрства.
7.3. Вступительные и ежегодные членские взносы используются на содержание аппарата Управления, консультационной службы и обеспечение деятельности, предусмотренной настоящим Уставом.
7.4. Целевые взносы предназначены для финансирования конкретных мероприятий и программ. Срок, размер, и форма внесения устанавливаются Общим собранием Партнёрства.
7.5. Партнёрство использует переданное имущество члена Партнёрства и арендует имущество для организации и осуществления уставной деятельности.
7.6. Партнёрству принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные юридическими лицами в форме взноса, дара, пожертвования или по завещанию.
7.7. Партнёрство вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные ресурсы за счет предоставления платных дополнительных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных.
7.8. Партнёрство может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, иное имущество, основные фонды и оборотные средства, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе Партнёрства. Партнёрство может иметь в собственности или бессрочном пользовании земельные участки и другое не запрещенное законом имущество.
8. Контроль за деятельностью.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Партнёрства осуществляется Ревизором.
8.1.Ревизор избирается Президиума Партнерства сроком на 1 год.
8.2. Ревизор:
- контролирует финансовую и хозяйственную деятельность исполнительных органов;
- осуществляет ревизию расходования денежных средств и материальных ценностей;
- проверяет сроки и правильность прохождения, работу с предложениями и заявлениями в исполнительном органе;
8.3. Партнёрство ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Ответственность за достоверность данных бухгалтерского и статистического учета несет Президент Президиума Партнёрства.
8.4. Размеры и структура доходов Партнёрства, а также сведения о размерах и составе имущества Партнёрства, расходах, численности и составе работников об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности Партнёрства не могут быть предметом коммерческой тайны.
9. Порядок реорганизации и ликвидации.
9.1. Реорганизация Партнёрства осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Партнёрство может преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию или общественную хозяйственное общество.
9.2. Ликвидация Партнёрства производится по решению Общего собрания членов Партнёрства, судебных, либо иных, уполномоченных на то органов.
9.3. Руководство Партнёрства или орган, принявший решение о ликвидации назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию, ликвидационную комиссию и устанавливает порядок и сроки ликвидации.
9.4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами.
9.5. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации Партнёрства, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами.
9.6. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Ликвидационный промежуточный баланс утверждается Общим собранием членов Партнёрства или органом, принявшим решение о его ликвидации.
9.7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается Общим собранием членов Партнёрства или органом, принявшим решение о ликвидации.
9.8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество либо стоимость его подлежит распределению между членами Партнёрства в пределах размера их имущественного взноса. Остальная часть имущества, стоимость которого превышает размер имущественных взносов членов Партнёрства, направляется на цели, в интересах которых Партнёрство было создано и (или) на благотворительные цели.
9.9. При реорганизации все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и др.) передаются в соответствии с установленными правилами ее правопреемнику.
При ликвидации документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы (“Мосгорархив”), документы по личному составу (приказы, личные дела, карточки учета, лицевые счета и т.п.) предаются на хранение в архив административного округа, на территории которого находится Партнёрство. Передача и упорядочение документов осуществляется силами и за счет средств Партнёрства, в соответствии с требованиями архивных органов.
Текст 2001 года
В начале 1980-х годов Международный Совет музеев (International Council of Museums - ICOM) заявил о необходимости внедрения информационных технологий в деятельность музеев. В Совете музеев было создано специализированное подразделение - Комитет по документации (International Committee for Documentation - CIDOC), куда вошли представители международных организаций и отдельные ученые, профессионально занимающиеся проблемами музейной информатики.
В 1993 году по приглашению Международного комитета CIDOC заведующий отделом информатики ГМИИ им. А.С.Пушкина Л.Я.Ноль и заведующий отделом информационных систем ГМЗ "Московский Кремль" А.В.Дремайлов приняли участие в работе ежегодной конференции CIDOC, организованной в столице Словении - Любляне. Это было первое знакомство российских специалистов с работой международного комитета и национальными программами информационного развития музеев различных стран. Это также была первая личная встреча с зарубежными специалистами в области музейной информатики. Представители России выступили с докладами, рассказали о положении дел по внедрению информационных технологий в российских музеях и были приняты в члены CIDOC.
На следующих двух конференциях в 1994 году в США и в 1995 году в Норвегии между российскими специалистами и коллегами из Оргбюро CIDOC обсуждалась необходимость создания национального российского комитета по музейной информатизации и документации для более интенсивного сотрудничества с CIDOC и дальнейшего развития информационной деятельности музеев России.
В мае 1996 года по инициативе трех крупнейших московских музеев - Московского Кремля, Пушкинского и Третьяковской галереи - была учреждена Ассоциация по документации и новым информационным технологиям в музеях (АДИТ).
Это событие заложило основы формирования в России партнерской сети в области культурного наследия. Ассоциация - это еще не сеть. Подобная общественная организация может развиваться на основе сетевых принципов, то есть на основе равноправного сотрудничества разномасштабных и самостоятельных субъектов. Но может - как и любая организация - превратиться в иерархическую формально-бюрократическую структуру. Впереди была большая работа по налаживанию сетевых отношений…
Учреждение АДИТ проходило в три этапа. Инициативная группа (А.В.Дремайлов, Л.Я.Ноль, Д.Г.Перцев) вела работу по подготовке учредительной конференции. Провести ее планировалось в мае 1996 года. Но месяцем раньше подвернулся удобный случай оповестить музейное сообщество об этой идее.
Предложение создать Ассоциацию было обнародовано на конференции "Компьютеризация в музеях" (Государственный Дарвиновский музей, 9 - 13 апреля 1996 года), которая, по сути, явилась первым широким форумом в области музейной информатики. В конференции впервые приняли участие не только специалисты из Москвы и Петербурга, но и представители нескольких региональных музеев. Значение "дарвиновской" конференции трудно переоценить, но нас, в данном случае, интересуют ее результаты, имевшие непосредственное отношение к созданию Ассоциации. Они таковы: создано оргбюро АДИТ; определены основные направления деятельности и по ним сформированы рабочие группы; принято решение о проведении ежегодных конференций АДИТ и об организации следующей в Санкт-Петербурге.
В мае 1996 года в Государственной Третьяковской галерее состоялась запланированная Учредительная конференция АДИТ. На ней был сделан ряд важных шагов, главными из которых стали утверждение Положения об АДИТ и анкетирование участников (т.е. начат сбор материала для будущей базы данных о специалистах). Существенным был также факт публичного признания новой общественной организации со стороны ICOM России. В официальном заявлении было отмечено, что "Российский комитет Международного Совета музеев заинтересован в активном участии России в деятельности международного комитета CIDOC. В третье тысячелетие Россия должна войти с развитой музейной информационной инфраструктурой. Для достижения этой цели, прежде всего, необходимо объединить российские профессиональные силы в области музейной информатики. Российский комитет Международного Совета музеев приветствует несомненно своевременную инициативу создания АДИТ. Ассоциация должна объединить профессионалов музейной информатики в России, проводить ежегодную национальную конференцию и активно участвовать в деятельности международного комитета CIDOC. Российский комитет Международного Совета музеев надеется, что результатом деятельности АДИТ станет активное освоение российскими музеями новейших достижений в области информационных технологий, создание единого информационного пространства музеев России, а также активное вхождение в мировые музейные сети". (Из выступления Президента ICOM России И.А.Родимцевой на Учредительной конференции АДИТ (Москва, 14 мая 1996 года))
И, наконец, последняя точка была поставлена в июне 1996 года, когда Президиум ICOM России придал АДИТ статус комиссии по проблемам музейной информатики. Так были заложены основы профессиональной ассоциации, деятельность которой ориентирована на информатизацию сферы культуры. Ведущие специалисты в данной области получили трибуну для продвижения своих идей и результатов работы, а также обсуждения их с заинтересованной профессиональной аудиторией.
В мае 1997 года, как и планировалось, в Петербурге была созвана Первая ежегодная конференция АДИТ, проходившая в Российском Этнографическом музее. Тема конференции - "Использование информационных технологий в музеях и практические результаты экспериментальных исследований".
В отличие от предыдущих конференций, в состав участников вошло значительное число представителей малых и средних музеев, делавших первые шаги в сфере информатизации. На пленарных заседаниях и рабочих обсуждениях они смогли познакомиться с передовыми разработками в этой области. Было принято решение, что АДИТ покидает столичные города: последующие встречи будут проходить в регионах. Главные результаты конференции: создана база данных о специалистах, работающих в области музейной информатики; сформирован первый массив данных о методических разработках по информатизации музеев в России (на сайте АДИТ представлены прочитанные доклады); проведен конкурс среди российских музеев по номинациям "Базы данных", "Мультимедийные электронные издания", "Интернет-сайты"; установлены партнерские контакты с международным Комитетом по музейной документации. В работе конференции принял участие член оргкомитета CIDOC.
Вторая ежегодная конференция АДИТ "Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие" состоялась в мае 1998 года в Иваново. На конференции был проведен анализ: национальной политики в области информатизации музейной деятельности (доклады по основным политическим национальным направлениям); региональных проблем информатизации музеев (доклады региональных представителей); мирового опыта в области музейной информатизации (доклады представителей ЮНЕСКО и Комиссии Европейского Союза). Кроме того, впервые в России был проведен "Музейный компьютерный фестиваль". В нем приняли участие 10 музеев, показавшие широкой публике свои электронные издания на CD-ROM и web-сайты. На конференции было впервые заявлено о необходимости создания российской сети культурного наследия. В тот момент сеть понималась, в первую очередь, инструментально, как технический способ обеспечения коммуникации. Но именно в Иваново были определены стратегии развития музеев в сфере информатизации и главные принципы взаимодействия между субъектами информационной деятельности.
Проблемы создания сети культурного наследия в России стали главным предметом Третьей ежегодной конференции, состоявшейся в Ярославле в мае 1999 года.
В ходе конференции совместно с Институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса) был проведен второй "Музейный компьютерный фестиваль", в котором приняли участие 11 музеев. Конференция и фестиваль прошли весьма успешно и были восприняты участниками уже как традиционные.
Однако стало ясно, что Ассоциации необходимы перемены: она "переросла саму себя". Формат организации, которая просто проводит раз в год конференцию, уже не устраивал ни ее участников, ни руководство. Возникла потребность в создании постоянно действующей партнерской сети с системой координационно-консалтинговых центров.
Вторая половина 1999 - начало 2000 года ушла на разработку структуры и принципов организационного устройства будущей партнерской сети, которая должна прийти на смену старому АДИТ. Эти принципы были обсуждены на Четвертой ежегодной конференции в мае 2000 года во Владимире. Основные результаты конференции: отработан механизм реорганизации АДИТ в некоммерческое партнерство (Новое название организации: некоммерческое партнерство "Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии" (АДИТ). Слово "ассоциация" ушло из названия не по идейным соображениям, а исключительно по формально-юридическим требованиям при регистрации), осуществляющее свою работу на основе сетевого взаимодействия и обеспечивающее координацию усилий музейного сообщества в области разработки, апробации, совершенствования, освоения и продвижения информационных технологий; намечены пути создания сети образовательных и корреспондентских пунктов, ориентированных на распространение практических навыков использования информационных технологий в музейной деятельности; разработана концепция изменения структуры базового web-сервера АДИТ, создания на нем специального раздела, посвященного разработке, презентации, обсуждению, ресурсному обеспечению и реализации партнерских проектов, осуществляемых членами Ассоциации.
Наиболее важным организационным решением конференции стало преобразование АДИТ из национального комитета ICOM в некоммерческое партнерство, открытое для вступления в него новых членов. В уставе определены предмет деятельности, цели нового АДИТ и пути их достижения.
Осуществляя свою деятельность, АДИТ отстаивает и объединяет интересы музеев, правительства, бизнеса и общества.
А.В.Дремайлов, А.Б.Лагутин
Некоммерческое партнерство "Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии" (АДИТ) – это открытое объединение профессионалов, которые работают в отраслях, связанных с информатизацией сферы культуры.
Созданный по инициативе Льва Яковлевича Ноля, Александра Викторовича Дремайлова и Дмитрия Георгиевича Перцева в 1996 году, сейчас АДИТ насчитывает более 100 индивидуальных и корпоративных членов. Членами АДИТ являются сотрудники учреждений культуры и образования, отвечающие за информационные технологии, и представители компаний-поставщиков оборудования и программного обеспечения. Это определяет АДИТ как площадку, где происходит взаимовыгодное сотрудничество, обмен опытом и где выращиваются новые профессионалы в сфере культуры, не просто знакомые с самыми последними новинками в области информационных технологий, но и способные с их помощью строить информационные системы, выпускать мультимедиа продукцию, поддерживать и развивать музейные сайты, вести электронные архивы и многое другое.
Главным событием АДИТ является ежегодная конференция, которая каждый год проходит в новом месте. На карте конференций АДИТ – более 20 точек, от Соловецких островов до Минска, от Ханты-Мансийска до Перми, от Казани до Петрозаводска. Юбилейная, XXV конференция АДИТ состоялась в сентябре 2021 г. во Владивостоке. XXVI конференция прошла в Калининграде, XXVII (2023 г.) в Мурманске, XXVIII - летом 2024 г. в Омске. Конференция 2025 года пройдёт в Красноярске.
В 2013 году Анна Михайлова (ныне - член Президиума АДИТ) записала интервью с Александром Дремайловым, Львом Нолём и Дмитрием Перцевым. Там они рассказывают, в том числе, и о том, как, для кого и для чего был создан АДИТ.
Интервью с Александром Дремайловым
Интервью с Львом Нолём
Интервью с Дмитрием Перцевым